05.11.2021      15      0
 

Как научить ребенка стоять самостоятельно массаж

СодержаниеОшибки, которые допускают родителиФакторы, влияющие на скорость развития малышаУчим стоять самостоятельноЕсли ребенок встал слишком рано…


Содержание

Многие родители с трепетом ожидают момента, когда их малыш впервые встанет на ножки. Зачастую мамы и папы задаются вопросом, в каком возрасте это произойдет, не отстает ли их ребенок в развитии? Мы постараемся ответить на этот и другие подобные вопросы, чтобы развеять сомнения и неоправданные ожидания. Мы расскажем родителям о простых и эффективных упражнениях, которые способствуют укреплению мышц спины и ног, тем самым стимулируя ребенка быстрее научиться принимать вертикальное положение.

Для начала стоит разобраться, в каком возрасте ребенок должен научиться стоять на ножках. Также выясним, какие этапы развития предшествуют этому моменту. Зависимость достижений крохи от количества прожитых месяцев:

  • С 3 по 5 месяц большинство малышей учится поднимать верхнюю часть тела, лежа на животе. Они выпрямляют руки и с интересом смотрят по сторонам. Многие начинают переворачиваться со спины на живот, подворачивая под себя руку (рекомендуем прочитать: как можно быстро научить ребенка переворачиваться с живота на спинку?). Некоторые это делают позже.
  • В 6 кроха может научиться переворачиваться с живота на спину. Иногда в этот период малыш делает первые попытки ползти.
  • В 7 кроха начинает более активно ползать, умеет перекладывать погремушку из руки в руку, а также стремится дотянуться до яркой или шелестящей игрушки.
  • В 8 малыш уже не боится вставать, придерживаясь за стул или диван.

Эти наблюдения условны, некоторые дети не пытаются ползать вообще, другие же не хотят принимать вертикальное положение даже ближе к году. Нужно понимать, что вехи развития индивидуальны, важно лишь поддерживать малыша в его стремлении научиться новому и стимулировать к следующим достижениям.

Ошибки, которые допускают родители

Педиатры отмечают, что многим молодым родителям не терпится похвастаться перед друзьями достижениями своего отпрыска. В связи с этим некоторые особо нетерпеливые допускают множественные ошибки:

  • Заметив, что ребенок впервые встал, мамы и папы тут же покупают ему ходунки. Этого делать не следует раньше 9 месяцев, поскольку мышцы, удерживающие позвоночник, еще недостаточно развиты. Следует дать время малышу – быть может, ходунки ему не понадобятся.

Факторы, влияющие на скорость развития малыша

Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:

  • отсутствие серьезных заболеваний;
  • редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
  • характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
  • благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
  • наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ползать ребенка).

Учим стоять самостоятельно

Если малыш уже встает на ножки, но все еще боится оказаться без опоры, можно попробовать выполнить несколько упражнений, которые помогут ему почувствовать себя увереннее. Как научить ребенка стоять? Мы уже писали выше, что делать этого не следует, если кроха только-только принял вертикальное положение. Рецепты пригодятся родителям тех малышей, которые уже некоторое время встают на ножки самостоятельно, держась за стул или перила кровати:

  • Фитбол станет идеальным тренажером для грудничка. Для того чтобы заниматься было проще, мяч нужно накачать не полностью, лишь на 2/3 объема. Необходимо усадить кроху на мяч затылком к себе, хорошо удерживая его за бедра. Затем наклонять малыша в разные стороны – вперед, назад, вправо-влево. Такая гимнастика позволит укрепить брюшные мышцы, мышцы спины, настроит вестибулярный аппарат. Важно не выпускать кроху, чтобы он не упал с подвижного мяча.

Сколько времени потребуется тренироваться? Если это делать регулярно, эффект от занятий будет заметен через 1-2 недели. Однако малыш и без упражнений начнет самостоятельно стоять и ходить тогда, когда его тело будет к этому готово. Не стоит слишком форсировать события, стремясь сделать из ребенка пример для подражания. Лучше дать возможность крохе развиваться так, как заложено природой.

Когда малыш пробует встать на ножки, он может периодически падать на ягодицы. Хорошо смягчает удар одноразовый подгузник, а также коврик на полу. Иногда ребенок после принятия вертикального положения не знает, как снова опуститься на попу. Именно тогда мама обязана протянуть крохе руку помощи, чтобы он в следующий раз снова попытался сделать это сам.

Каждый ребенок — личность уже с рождения. Он растет и развивается, каждый день осваивая новые маленькие и большие навыки.

Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.

Научиться переворачиваться, ползать, стоять — все это предстоит маленькому человеку.

Родители не должны пытаться ускорить какой-либо процесс или подогнать его под среднестатистические нормы, но они могут помочь своему чаду развиваться физически, используя различные методики и техники.

  • Когда малыш начинает осваивать навык самостоятельно?
  • Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?
  • Создание условий для ходьбы
  • Во сколько месяцев начинает пытаться встать
  • На четвереньках
  • На ножках с опорой и без
  • Упражнения
  • Массаж для укрепления мышц
  • Скользящие шаги
  • Сгибание и разгибание
  • Массаж спины
  • Массаж живота

Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?

Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:

  • 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
  • 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
  • после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.

Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.

Важно! Опасными ранние подъемы считаются в возрасте 4-5 месяцев. Врачи настоятельно не рекомендуют поощрять эти действия, а наоборот отвлекать от них ребенка. В этом возрасте костная система не является развитой и готовой к подобным нагрузкам.

Во сколько месяцев начинает пытаться встать

При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.

На четвереньках

Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.

Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.

Справка! Ребенок может быстрее освоить позу на четвереньках, наблюдая перед собой наглядный пример. Здесь помогут ситуативные игры на полу с мамой или папой, где они будут ползать или стоять на коленях, опираясь на руки.

На ножках с опорой и без

Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.

Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.

Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.

Массаж для укрепления мышц

Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.

Скользящие шаги

Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.

Сгибание и разгибание

Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.

Массаж спины

  • Положение лежа на животе.
  • Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
  • Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
  • Вернуться к поглаживаниям.
  • Ребрами ладоней проводить по спине ребенка. Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
  • Снова вернуться к поглаживанию.
  • «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
  • Делать круговые поглаживания.

Цикл состоит из 3-х повторений.

Массаж живота

  • Исходное положение малыша – лежа на спине.
  • Круговыми поглаживаниями начать массаж.
  • Поглаживать косые мышцы живота.
  • Кончиками пальцев осторожно растереть живот.
  • Вернуться к поглаживаниям.
  • «Пощипать» вокруг пупка.
  • Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.

Цикл также состоит из 3-х раз.

Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.

Рекомендуем прочесть:  На Каком Сроке Беременности Начинает Расти Живот При Третьей Беременности

Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.

Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.

  • Польза процедур
  • Виды
  • Техника проведения
    • Общеукрепляющий
    • Расслабляющий
    • Дренажный
    • При коликах и запорах
    • Массаж слезного канала
    • При насморке и головной боли
    • Для развития речи
  • Общие рекомендации родителям
  • Возрастные особенности
  • Противопоказания
  • Отзывы

Массаж известен человечеству на протяжении нескольких тысячелетий. Существует множество разновидностей такого воздействия на человеческий организм — от традиционного до экзотического (горячий, тайский, каменный, африканский и т. д.). Детский массаж всегда рассматривается обособленно: это особый вид лечения и профилактики, который помогает родителям в самых разнообразных ситуациях. В этом материале мы расскажем, каким бывает детский массаж и как его проводить ребенку самостоятельно.

Техника проведения

Поскольку массаж может пригодиться родителям в самых разнообразных ситуациях, следует освоить техники самых распространенных и разрешенных к домашнему применению видов.

Общеукрепляющий

Цель: способствовать физическому и эмоциональному развитию ребенка, освоению им новых двигательных навыков и умений, снятию гипертонуса, повышению мышечного тонуса при гипотонусе, профилактике нарушений в физическом развитии.

Что понадобится: детский крем или массажное масло, оборудованное массажное место (стол или пеленальный стол), бумажное полотенце, влажные салфетки.

Схема воздействия следующая.

Этап первый — на спине

Ребенка следует разместить в положении лежа на спине. После того, как он привыкнет к температуре воздуха раздетым, следует начинать проводить классический массаж начиная с верхних конечностей. Поочередно легко массируют каждую ручку, сначала поглаживают, а затем растирают по направлению от пальчиков к плечу. Подмышечную впадину массировать нельзя.

Поглаживающими движениями массируют и ножки — от пальчиков к пятке и выше к паху. Избегают растираний и поглаживаний внутренней части бедра, области паха. Голеностоп массируют двумя пальцами, легко разминая мышцу. Коленный сустав и подколенную впадину массировать запрещено.

Грудную клетку малыша растирают открытой ладонью по направлению от центра грудины к ребрам, а животик массируют легкими круговыми движениями, описывая «круги» вокруг пупочка.

Этап второй — на животе

Переверните ребенка на живот, дайте ему немного полежать, освоиться в новом положении в пространстве. Начинайте массировать ножки. Мягко погладьте заднюю часть голеней и бедра, перейдите на ягодицы, завершите их растирание легкими похлопывающими или щипковыми движениями. Спину массируют исключая воздействие на позвоночный столб и область поясницы.

Длинные мышцы спины легко растирают, после чего применяют растирание и разминание. Завершается массаж переворотами на оба бока из положения лежа на животе, чтобы стимулировать мышцы живота и боковые мышцы.

Воротниковую зону массируют только детям старше 3 месяцев, при этом ограничиваются поглаживаниями. Никаких давлений, «пилений», ударной технике при массаже шеи быть не должно.

Общий массаж завершается поворотом обратно на спину, успокаивающими поглаживаниями всего тела.

Длительность сеанса: начинайте с 2-3 минут и постепенно доводите время массирования до 15 минут у детей до полугода, до 30 минут – для детей от 6 до 8 месяцев, до 40 минут — для детей от 9 до 12 месяцев.

Особые рекомендации: не проводите общеукрепляющий массаж вечером, ребенку будет сложно заснуть из-за перевозбуждения нервной системы. Лучше всего проводить такой сеанс в первой половине дня.

Расслабляющий

Цель: способствовать расслаблению мышц, снятию гипертонуса у новорожденных и грудничков, последствий стресса, симптомов гиперактивности, неврастении, улучшению сна и аппетита.

Что понадобится: гипоаллергенное масло для детского массажа или детский крем, влажные салфетки, одноразовая пеленка, оборудованное массажное место (стол или пеленальный стол), теплая фланелевая пеленка.

Как делать: этот вид массажа не требует интенсивных разминаний мышц, растираний. Все воздействия должны быть осторожными, нежными, деликатными. Положите раздетого ребенка на одноразовую пеленку, увлажните руки маслом или кремом. Начинайте мягкие поглаживания ручек. Стараясь погладить своими пальцами каждый пальчик малыша, остановитесь на ладошках и запястьях, помассируйте их круговыми движениями. Погладите предплечья по направлению снизу вверх.

Массаж ног начинают с пальцев, стопы, пяточки, массируя их легкими круговыми движениями. Далее следует перейти к голени, не применяя разминаний в области голеностопа и мышц голени. Гладьте по направлению строго снизу вверх. Круговыми движениями и полукругом погладьте живот, грудную клетку.

Переверните малыша на животик. Легко помассируйте ягодицы, спинку, воротниковую зону. Перейдите к массажу головы — кончиками пальцев мелкими круговыми движениями помассируйте головку, избегая зоны родничка, если он еще в силу возраста не затянулся. Завершите легким массажем ушных мочек.

Заверните малыша в теплую пеленку и несите купать: водные процедуры являются обязательным атрибутом расслабляющего массажа. После купания и кормления малыши обычно прекрасно засыпают и спят крепче и дольше, чем в ситуациях, когда родители предпочитают обойтись без массажа.

Длительность: массаж следует проводить примерно за час до вечернего кормления и отхода ко сну, продолжительность сеанса в среднем составляет 10-15 минут. Для ребенка старше года можно увеличить это время до 20-25 минут.

Особые рекомендации: при расслабляющем релаксационном массаже можно применять средства ароматерапии, но только при условии, что у ребенка нет аллергии на эфирные масла.

Дренажный

Цель: во время болезни у ребенка в бронхах скапливается избыточный бронхиальный секрет. Чтобы не возникло осложнений, проводится вибрационный массаж, который призван способствовать отхождению мокроты при бронхите, трахеобронхите, влажном затяжном кашле, на этапе реабилитации после вирусного заболевания.

Что понадобится: носовой платок.

Как проводить: при проведении массажа от кашля учитывайте возраст ребенка и следуйте следующим рекомендациям:

  • малыша разместите на коленях лицом вниз, чтобы его головка была несколько ниже уровня ягодиц;
  • кончиками пальцев постучите по ребрам и межреберному пространству, простучите по спине и грудной клетке, избегая области сердца;
  • поднимите ребенка в вертикальное положение. Если все было сделано правильно, малыш покашляет с отхождением мокроты.

Ребенка постарше можно посадить на край кровати или дивана и попросить немного наклониться вперед. Перкуссионное простукивание кончиками пальцев выполняется в таком исходном положении. После окончания процедуры ребенка просят резко подняться и покашлять. Вот тут и пригодится приготовленный заранее носовой платок. Пальцы массажиста ничем смазывать не нужно, поскольку движения выполняют только постукивающие, в скольжении необходимости нет.

Длительность: можно проводить такой массаж до 5-6 раз в день, длительность сеанса — 5-10 минут. Общий курс — до облегчения симптомов респираторного заболевания.

Вибрационный дренажный массаж не проводят детям с сухим кашлем, который является непродуктивным, то есть при откашливании мокроты не вырабатывается.

При коликах и запорах

Цель: нормализовать перистальтику кишечника, улучшить процессы пищеварения, отведения кишечных газов, препятствовать их скоплению и возникновению болевых ощущений, способствование дефекации при запоре.

Что понадобится: твердая поверхность в качестве массажного места, клеенка и одноразовая пеленка, влажные салфетки, массажное и вазелиновое масла, детский крем и чистый термометр.

Как проводить: положите ребенка на спинку, легкими движениями по кругу погладьте животик десять раз по часовой стрелке и столько же — против часовой. Вокруг пупочка (не затрагивая его) проведите более интенсивные, но аккуратные движения по спирали — от пупка на расширение к бокам. Одной рукой подведите ножки к животу, пальцем другой с левого нижнего угла проведите воображаемую букву «П», по ходу петель кишечника. Этот прием выполняется несколько раз.

Выложите ребенка на несколько минут на животик. Для устранения младенческих колик этого будет вполне достаточно. Если суть проблемы – запор, то верните малыша на спинку и помогите ему опорожнить кишечник. Для этого подведите ножки к животу, смажьте анус вазелиновым маслом и слегка раздражайте его кончиком чистого термометра. Обычно это помогает после массажа опорожнить кишечник.

Длительность: массаж длится около 5-7 минут, обычно он входит в комплекс расслабляющего или общеукрепляющего сеанса. При запоре массируйте не менее 10-15 минут. На постоянной основе массаж живота является отличной профилактикой запоров и повышенного газообразования.

Не проводите массаж при сильном вздутии живота, при его выраженной визуальной асимметрии, при появлении крови или густой слизи в каловых массах, при болезненности живота, при которой даже легкое прикосновение доставляет малышу сильную боль. Не исключена хирургическая патология, при которой массаж лишь навредит, такого ребенка нужно срочно показать врачу.

Массаж слезного канала

Цель: восстановление проходимости носослезного канала, устранение воспаления слезного мешка при дакриоцистите, снятие отека и воспаления органов зрения, восстановление их функции в полном объеме.

Что понадобится: «Мирамистин», ватные диски, раствор фурацилина (1:5000) или отвар ромашки, емкость для грязных дисков, назначенные врачом капли в глаза или глазная мазь.

Как делать: ребенка укладывают на спинку. Чистыми руками, после тщательного мытья и обработки «Мирамистином», мама очищает глазки малыша от скопившихся и застоявшихся слезы и гноя. Для каждого глаза используют отдельный диск, смоченный в растворе фурацилина или отваре ромашки. Направление движений — от внешнего края глаза к переносице.

После очистки мама нащупывает слезный мешок — небольшой выступ между переносицей и внутренним уголком глаза. Легкими вибрирующими движениями пальцем она несколько раз нажимает на мешок, чтобы спровоцировать отхождение гноя, если имеется нагноение. Гной снова убирают свежими ватными дисками, смоченными антисептиком.

Переходят к массажу слезного канала. От уголка глаза по следованию носослезного канальца палец быстро перемещается к переносице. Так делают 9 раз, на 10 раз следует совершить обратное движение — от переносицы к глазу. После этого в глаза закапывают капли, которые назначил доктор, или закладывают мазь.

Длительность сеанса: продолжительность около 5 минут. В день можно делать до 6-8 сеансов. Общий курс лечения — около двух недель. Особые рекомендации: дакриомассаж не проводят при флегмоне, абсцессе, которые стали осложнением запущенного дакриоцистита, при некоторых врожденных анатомических особенностях строения глаз ребенка, при которых отхождение гноя физически затруднено (наличие мембраны, например).

Подобное воздействие не рекомендуется при конъюнктивите, поэтому разумно проводить процедуры после обследования у офтальмолога и с его разрешения.

При насморке и головной боли

Цель: облегчение носового дыхания при рините любого происхождения, устранение сильных приступов головной боли.

Рекомендуем прочесть:  Женский форум как отличить беременность от пмс

Что понадобится: схема расположения акупунктурных точек, а также эфирные масла (можно заменить пластырем «Сопелка» или бальзамом «Золотая звезда») при желании и при отсутствии у ребенка аллергии, детский крем для смягчения рук массажиста.

Как проводить: от насморка поможет избавиться круговое и легкое вибрационное пальчиковое воздействие на биологические точки, отвечающие в нашем организме за работу носа. Каждую точку следует массировать по часовой и против часовой стрелки по 10 раз. При рините выбирайте следующие точки: кончик носа, крылья носа, точка между бровей в самом центре, центр ушных раковин, точка над первым шейным позвонком, пространство между большим и указательным пальцами на обеих ручках, точка на запястье у основания большого пальца, центр пяток.

Симметричные двусторонние точки массируют двумя руками синхронно, одиночные точки — одной рукой.

От головной боли проводите точечный массаж акупунктурных зон, которые отвечают за снижение боли и нормализацию артериального давления: точки в центре висков, точки над бровями с двух сторон, точка в теменной части головы, две точки на грудной клетке. Принцип выполнения техники аналогичный.

Продолжительность сеанса: точечный массаж обычно рекомендуется проводить в течение 5-15 минут в зависимости от возраста ребенка. Проводить можно по мере наступления проблемы, а также для профилактики.

Особые рекомендации: начинайте массаж ребенку только после того, как найдете все «стратегические» акупунктурные точки на схеме, а потом на себе. Правильная техника гарантирует быстрый и впечатляющий результат.

Точечный массаж не делают детям при насморке и головной боли в острый период заболеваний, когда температура тела повышена, а также детям с повышенной судорожной предрасположенностью.

Для развития речи

Логопедический массаж основан на стимулировании определенных рецепторов, которые способствуют активности речевых зон головного мозга. Показан детям с нарушениями тонуса лицевых мышц, мимическими нарушениями, при дизартрии, заикании, нарушениях работы ых связок, при нарушениях речи, возникших из-за хронически воспаленных аденоидов.

Что понадобится: набор массажных логопедических щеток.

Как проводить: начните с легкого расслабляющего массажа плечевого пояса, шеи, это позволит расслабить мышцы лица для более комфортного массирования. Лицевой массаж начинают с поглаживания лба, двумя руками мама осторожно выводит горизонтальные линии от центра лба к краям лица, затем — от висков к ушкам, после чего расходящимися движениями массируют щеки и подбородок.

Маме нужно аккуратно взять кончик языка ребенка и поводить им вправо-влево и вверх-вниз, кончик можно помассировать сверху и снизу. Делайте это только чистыми и сухими руками без применения кремов и масел.

Если ребенка затошнит, прекратите воздействие.

Переходите к массированию губ — их можно легко растирать пальцем, проводить асимметричный массаж, пощипывать кончиками пальцем сами губы и пространство вокруг них.

Далее следует массировать ручки. Постарайтесь хорошо прогладить с легким давлением каждый пальчик и каждую фалангу. Обратите внимание на ладони ребенка: в центре ладошки задержитесь и порисуйте там пальцем различные фигурки и буквы.

Ушные раковины следует растирать сверху вниз, зажав их между двух пальцев. Остановитесь на мочке уха и круговыми движениями помассируйте ее. Легко 5-6 раз потрите заушное пространство.

Пользуйтесь не только собственными пальцами, но и специальными массажными щетками для логопедических процедур.

Длительность процедур: массаж относится к виду игровых, обязательно разнообразьте его играми, читайте стихи и потешки. Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, продолжительность курса — 1-2 недели. После перерыва можно возобновить занятия.

Возрастные особенности

На вопрос, с какого возраста можно начинать делать массаж детям, однозначного и конкретного ответа не существует. Чаще всего педиатры рекомендуют приступать к общему массажу здоровым малышам после того, как заживет пупочная ранка. Недоношенным детям обычно процедура показана чуть позднее — им еще нужно набрать вес, чтобы даже легкие касания родительских рук не доставляли дискомфорта.

Оптимально начинать массаж с 3-недельного возраста. Для начала ограничивайтесь расслабляющим видом процедуры, потом постепенно вводите массаж общеукрепляющий.

Детям с 6 месяцев можно добавить в технику выполнения дополнительные приемы — ударную технику, пощипывания, более интенсивное разминание мышц.

Детям с 9 месяцев добавляют немало активных приемов, в которых они задействованы в качестве полноправного участника игрового процесса, – вводят различные приемы гимнастики, упражнения, разрешенные по возрасту комплексы ЛФК.

С массажем важно не перестараться, не торопить ребенка расти и развиваться. Глупо и опасно присаживать кроху в 3-4 месяца, ведь это создает угрозу нормальному развитию его позвоночного столба. Не стоит раньше срока ставить малыша на ножки, выполнять гимнастические и массажные упражнения, до которых ребенок еще не дорос.

Нагрузки должны возрастать вместе с возрастом. В полгода ребенка всего лишь стимулируют ползать, а не сажают, а в 8 месяцев — присаживают, но с большой осторожностью. Ставить на ножки рекомендуется не раньше 10-11 месяцев, раньше — только в том случае, если ребенок уже сам встал на ноги.

Детям старшего года массаж в обязательном порядке совмещают с гимнастикой.

Лечебный массаж проводят детям любого возраста, за исключением первых трех месяцев жизни. Но и тут бывают исключения: есть медицинские комплексы для самых маленьких при дисплазии, искривлении ног, родовых травмах. Но такое воздействие может правильно и точно провести только врач.

Отзывы

В своих отзывах об опыте домашнего массажа детям мамы чаще всего задаются вопросами, можно ли делать его при температуре или почему после массажа ребенок плохо спит. Многих вопросов удастся избежать, если внимательно ознакомиться со всеми противопоказаниями и показаниями, а также точно знать технику выполнения массажа.

Многим мамам так и не удается привить ребенку любовь к таким процедурам: дети плачут даже при материнских манипуляциях. Обычно это происходит в том случае, если с самого начала мама не разобралась с техникой и нюансами и сделала ребенку больно и неприятно.

Родительницы, которые начинают ребенка приучать к массажу с самого раннего возраста, достигают больших результатов — уже к году они констатируют, что их малыши болеют реже и меньше своих ровесников даже в периоды массовых заболеваний вирусными инфекциями. Развитие таких малышей идет согласно графику или даже с опережением.

Основные приемы классического массажа для детей до 1 года смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Пользуйтесь не только собственными пальцами, но и специальными массажными щетками для логопедических процедур.

Перед тем, как начать учиться ходить на руках в домашних условиях, вы должны обезопасить себя проведением предварительной разминки.

Она включает в себя следующие упражнения:

  • Наклоны и вращение головой, вращение и махи руками и ногами, наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево.
  • Приседания, прыжки на месте, выпады.
  • Разминка запястья – берем палочку в руки и начинаем ее вращать в стороны.
  • Руки разводим в стороны и начинаем их усиленно вращать, чтобы задействовать весь плечевой пояс, затем проделываем аналогичные движения с согнутыми локтями.
  • Кисти в замке, вращательными движениями разминаем запястья.
  • Держать планку несколько минут.
  • Усложненная планка на одном боку – опираясь на один локоть и ногу, вторую руку и ногу поднять вверх.
  • Сделать уголок.
  • Стоя на коленях, опирайтесь поочередно на тыльную и внутреннюю сторону кисти.
  • Разминка кистей должна быть обязательно проведена, по причине того, что очень большая и «неожиданная» нагрузка будет оказываться на них. Если они начнут болеть, то вам стоит прекратить дальнейшую тренировку сегодня, а продолжить ее уже завтра. Время поможет вашим кистям привыкнуть к нагрузке.

Учимся стоять на руках

Конечно, не со всяким телосложением можно быстро научиться ходить на руках. Например, если вы страдаете избыточным весом или вы в последние несколько лет вели малоподвижный образ жизни, то первоначально вам нужно укрепить свое тело, мышцы.

Первоначально надо попробовать стоять руках. Для того чтобы освоить стойку вы должны иметь достаточно сильные руки, которые способны выдерживать вес вашего тела.

Вообще, если вы научитесь ходить на руках, то этот навык останется с вами на всю жизнь, как и езда на велосипеде. Можно встретить людей в возрасте, которые уже не отличаются прекрасной физической подготовкой и даже могут иметь «маленький» животик, однако они могут спокойно ходить на руках.

Сильные руки

Для того чтобы определить, сильные у вас руки и смогут ли они вас выдержать, вам нужно выполнить простое упражнение – отжимания, но с усложнением.

Отжиматься нужно двумя способами:

  • Привычное отжимание только при этом необходимо как бы вдавливать грудь, чтобы лопатки шли вверх.
  • Отжиматься нужно, положив ноги на возвышение (диван, кресло, стул), занять такое положение тела, чтобы ноги и туловище создавали прямой угол (голова смотрит вниз). Отжиматься на вытянутых руках. Если у вас не получается так отжиматься, то первоначально научитесь стоять в таком положении.

Равновесие

Вообще стоять на месте на руках – гораздо сложнее, чем ходить, потому что первоначально для того, чтобы как-то удержать баланс вы будете постоянно делать шаги на месте. Важно правильно удерживать ладошки на земле, т.е. пальцы должны могут быть чуть согнуты и расставлены в стороны (как корни у дерева). Кроме этого руки должны быть совершены прямые, нельзя никаким образом согнуть их в локте.

Стойка у опоры

После того как вы проверили силу своих рук, сделали разминку. Вам, конечно, нужно попытаться постоять на руках возле стены. Для того чтобы освоить стойку у стенки желательно воспользоваться помощью партнера. Он поможет вам прочувствовать навык «стояния», после этого вы будете реально оценивать ваши возможности.

Необходимо поставить руки в 30 см от стены, при этом локти должны быть совершенно прямые, одну ногу держать прямой, вторую согнуть в колене. Партнер берет за прямую ногу и поднимает ее вверх, а вы выгибаете вторую ногу. Пресс, ягодичные мышцы должны быть при этом зажаты, вы должны быть вытянутым, как струна.

Далее, необходимо все это попытаться повторить только с позиции стоя: вы становитесь на прямых руках на пол и запрокидывайте одну ногу вверх, которую ловит партнер и вытягивает вас в струну.

Рекомендуем прочесть:  Четвертые роды отошла пробка

Следующий шаг – попытайтесь, самостоятельно сильно оттолкнуться ногами от пола и забросить пятки на стену, важно при этом абсолютно не сгибать руки в локтях!



Без опоры

Некоторые считают, что необходимо сразу научиться стоять на руках без опоры, потому что стойка у стены или с помощью партнера, окажет вам медвежью услугу, у вас появиться инстинктивный страх стойки без опоры.

Вход в правильно положение -руки должны быть на ширине плеч, положение тела – низкий старт, одна нога абсолютна прямая. Прямая нога будет забрасываться прямо вверх, а вторая будет следовать за ней. Как правило, вы не сможете зафиксировать положение своего тела- ваши ноги «пойдут» вперед. Позиция вашего тела будет напоминать –«банан». Для того чтобы удерживаться на месте вам придется ходить на месте, зафиксировать положение вам помогут пальцы, которые должны быть широко расставлены и с силой упираться в поверхность.


Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы. Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща. Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.

Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.

Умение поднимать верхнюю часть тела

Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.

Способность ползать

Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.

Активное ползание

Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.

Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности.

Попытки подняться на ноги

После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.

Первые уверенные шаги

Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.

Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы.

В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.

В 2, 3, 4, 5, 6 месяцев

Для отдельных случаев стоит знать, когда можно начинать ставить ребенка на ножки, и какая поддержка необходима малышу при этом:

  • В 2-3 месяца еще не закончены формирование и укрепление мышечного каркаса вокруг позвоночника, не готовы также к нагрузкам ножки. 3-месячные малыши могут быть поставлены на ножки исключительно для выявления рефлексов. Это делает детский врач по необходимости;

Важно! Нельзя допускать в возрасте 3 месяцев, чтобы ребенок опирался на ножки. Если он находится в вертикальном положении, то необходимо держать полный вес ребенка руками взрослого человека.

  • 4 месяца. Отдельные специалисты советуют закреплять шаговый рефлекс ребенка, который формируется, если периодически слегка опирать малыша на ножки, по-прежнему основной вес его удерживая в своих руках. Считается, что таким образом он быстрее научится ходить, даже не пытаясь ползать. Однако эти рекомендации сомнительны и не подтверждены серьезными практическими результатами;
  • 5-6 месяцев. На этом этапе некоторые груднички пытаются сами вставать, держась за опору. Но ножки их все-таки не готовы выдерживать вес малыша, не следует позволять ребенку продолжительное время находиться на ногах. Если он не оставляет попыток, лучше придерживать его под мышки, не допуская полной опоры на собственные ножки.

Малыш встает, держась за опору

Готовность малыша к становлению на ножки

В среднем родители должны ориентироваться на возраст ребенка и не пытаться помогать ему становиться на ноги раньше девятого месяца жизни. Но не все дети развиваются с одинаковой скоростью, одни готовы вставать чуть раньше, другие чуть позже.

Признаки готовности

При определении признаков готовности необходимо учитывать следующие факторы:

  • Генетический. Когда один из родителей встал на ноги слишком рано или, наоборот, поздно, следует ожидать того же и от малыша. Кроме того, повышенный вес ребенка также немного притормаживает готовность младенца стоять;
  • Наличие общих заболеваний. Врожденные или приобретенные патологии, вирусные инфекционные заболевания всегда сказываются на развитии ребенка. Такие малыши встают позже;
  • Цикличность физического и психического развития. В развитии ребенка изменения происходят скачками, медленно накапливаясь. Когда малыш делает успехи в произнесении первых слов, увлечен игрушками, то есть занят интеллектуальной деятельностью, он может на какое-то время оставить попытки вставать и вообще двигается меньше. Затем, наоборот, наступает период повышенной физической активности;
  • Мотивированность. Заключается в желании малыша встать на ножки самостоятельно. Для этого можно заинтересовать его, положив игрушку вне досягаемости, чтобы малышу потребовалось совершить какие-то дополнительные движения, чтобы ее достать.

Важно! При некоторых заболеваниях (например, ювенильный артрит) родители не должны решать самостоятельно ставить ребенка без консультации у специалиста.

Разница для девочек и мальчиков

Здесь нет однозначного мнения. Большинство специалистов говорит, что никакой разницы нет, все зависит от физического состояния малыша. Другие – советуют ставить девочку немного позднее, чем мальчика, в среднем на 1 месяц.

Возраст постановления ребенка на ножки

Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?

Не нужно подавлять активность малыша и постоянно укладывать или усаживать его при попытках встать. Достаточно будет самим родителям избавиться от попыток поставить его. Долго продержаться на ногах он все равно не сможет.

Когда ребенок достиг примерно 8 месяцев, иногда и раньше, и проявляет частое желание стоять, задача родителей – поддерживать его при этом подмышки, стараясь не допускать длительной нагрузки на ножки и позвоночник ребенка.

Когда ребенок начинает стоять на ножках?

Педиатры утверждают, что осознанно кроха начинает встать на ножки в возрасте 8-12 месяцев. Но все дети индивидуальные, и кто-то может подниматься в манеже раньше, а другому комфортнее лежать или передвигаться у мамы на ручках.

Зависит процесс от ряда факторов:

  • генетики родителей;
  • пола и телосложения;
  • от темперамента;
  • характера и любознательности ребенка.

С опорой

Согласно статистическим данным, первые попытки вставать на ноги малыш делает, начиная с восьми месяцев. Сначала кроха учится вставать на коленки возле опоры. Затем грудничок пытается приподнять одну ногу возле края манежа.

После этого уверенно встает на две ноги, придерживаясь руками за опору. Но потом снова падает и продолжает тренировку сначала.

Поначалу крошке тяжело удержать равновесие и долго стоять, но спустя несколько дней навык доходит до автоматизма. При этом некоторые дети, научившись вставать на ноги, совсем не знают, как сесть, поэтому подолгу стоят и просто валятся в манеж от усталости. В таком случае важно научить ребенка, как правильно садиться из положения стоя. Малыш, научившийся вставать, будет тренировать навык постоянно, пробуя подняться на ножки, держась за любые поверхности.

Главная задача родителей при этом – обеспечить безопасность младенца:

  • закрыть острые углы мебели;
  • следить за чистотой квартиры;
  • вовремя убирать из видимости крохи колющие, режущие предметы и все опасные вещи (таблетки, батарейки, иголки);
  • закрыть скотчем дверцы шкафов, чтобы младенец не защемил пальчик;
  • убрать на верхние полки ценные вещи и технику.

Без опоры

От момента, когда кроха научился стоять, держась за опору, до времени, когда он стоит самостоятельно, обычно проходит 1,5-2 месяцев. Если, в среднем, попытки вставать происходят в период с 7 до 9 месяцев, то ближе к 11-12 месяцам крошка уже сам стоит и пытается совершать первые шаги.

Указанные нормы не относятся к недоношенным малышам, так как их физическое развитие происходит по отдельному графику. Кроме того, пухленькие дети чаще встают позже худощавых и резвых одногодок. Если в возрасте 12 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть, активно ползать и вставать с опорой, то беспокоиться о самостоятельном вставании еще рано. Дети имеют индивидуальные сроки и темпы развития.

Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.


Об авторе: beremenaya